Санкт-Петербург
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Новости рекламного рынка / Российские новости.
Добавить в избранное
Сделать стартовой страницей

ФНС опубликовала критерии подозрительности налогоплательщиков

28.06.2007
Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала набор условий, соблюдая которые компании-налогоплательщики теоретически могут быть освобождены от проверок. Одиннадцать критериев ФНС сразу же подверглись критике налогоплательщиков: предлагаемые налоговой службой для самоконтроля индикативные показатели налоговой нагрузки, рентабельности продаж и активов не выполняются сейчас даже структурами "Газпрома" и "Роснефти". А эксперты предполагают, что для крупного бизнеса они неприменимы принципиально.

Вчера ФНС на своем сайте наконец обнародовала "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок". О новой тактике налоговых органов в повышении налоговых сборов, частью которых являются критерии, заместитель главы ФНС Татьяна Шевцова объявила еще в марте 2007 года. Тогда ФНС проанонсировала публикацию критериев, в соответствии с которыми налоговики отбирают компании для проверок. По замыслу налоговиков раскрытие документов служебного пользования будет стимулировать добровольный отказ от оптимизации налогообложения. Контрольные же мероприятия в отношении компаний, которые будут держаться подальше от зоны риска, по словам госпожи Шевцовой, сведутся к мониторингу их отчетности и отслеживанию информации из внешних источников.

Всего в списке ФНС 11 критериев, часть которых относится к ПБОЮЛ и малому бизнесу, платящему налоги на вмененный доход. ФНС предупреждает, что основанием для проверки могут стать двухлетняя убыточность, быстрый рост бухгалтерских продаж при менее быстром росте объемов уплаты налогов. Пункты 1 и 11 критериев прямо касаются всех юридических лиц: ФНС в них привела таблицу отраслевых критериев налоговой нагрузки, рентабельности продаж и рентабельности активов, отклонение от которых и чревато внеочередным визитом налоговых инспекторов.

Критерий налоговой нагрузки наименее публичен. Налоговую нагрузку служба определяет как сумму уплаченных налогов (по данным ФНС, цифра является налоговой тайной) к выручке организаций от реализации (отражается в отчетах о прибылях и убытках). Средний показатель налоговой нагрузки по стране определен ФНС в 11,6%. ФНС при этом не раскрывает, какого масштаба отклонение вызовет у нее подозрения. С двумя видами рентабельности ситуация определеннее – ФНС рассчитала их по данным Росстата о прибылях, продажах и активах в конкретных отраслях. Чтобы вызвать подозрения у ФНС, достаточно, чтобы этот показатель был на 10% ниже, чем у коллег по отрасли.

Применение критериев ФНС к отчетности крупных компаний за 2006 год, проведенное Ъ, показало, что проблемы с их исполнением могут возникнуть и у лидеров рынка, и у ведущих госкомпаний. Так, в случае с "Роснефтью" рентабельность продаж, вычисленная по методике ФНС, в 2006 году составляла 57%, рентабельность активов – 23%, тогда как рекомендованные ФНС показатели – 29,5 и 16,5% (см. таблицу на стр. 2): в 10-процентный коридор отклонений "Роснефть" явно не укладывается. "Газпром нефть" имела рентабельность продаж по методике ФНС 32%, а рентабельность активов – 47%. Впрочем, первый критерий – уровень налоговой нагрузки – более адекватен. Так, исходя из заявлений группы ГАЗ о консолидированных продажах в 2006 году в 118 млрд руб. и выплаченных налогах в 8 млрд руб., показатель налоговой нагрузки составил 6,9%, что значительно выше, чем рекомендуемые ФНС для отрасли 5,5%.

Претензии к критериям ФНС появились практически сразу. Так, заместитель главы комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков сказал Ъ: "ФНС тем самым наказывает эффективный менеджмент с точки зрения и легального налогового планирования, и собственно ведения бизнеса. Бизнес по-прежнему рассматривают как преимущественно и почти исключительно источник налоговых поступлений. Нет сомнений: даже несмотря на то, что ФНС говорит об индикативности этих показателей, 'на земле' возьмут под козырек". А член экспертного совета организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Михаил Орлов попытался даже оправдать ФНС: "Я знаю, какой смысл вкладывает в этот документ налоговая служба, я говорил с Татьяной Шевцовой. Это всего лишь индикатор для налоговиков на местах, не команда 'фас', а 'Ребята, задумайтесь!'. Какие там конкретные цифры, вопрос не настолько принципиальный".

Экономисты, опрошенные Ъ, считают, что по крайней мере для крупных и многопрофильных компаний критерии малоприменимы. Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечает, кроме того, что "бухгалтерская отчетность далеко не всегда отражает результаты деятельности компаний". "В итоге может получиться, что добросовестный налогоплательщик может вызвать интерес у ФНС только потому, что большинство компаний в его секторе предпочитает не раскрывать всех своих секретов",– говорит эксперт. По его словам, рентабельность компаний может довольно сильно различаться и по объективным причинам: лидеры отрасли могут идти далеко впереди, отставание от них по этому показателю всего на 10% не должно наказываться проверками ФНС.

Эксперт Экономической экспертной группы Анна Васильева также отмечает некорректность методик ФНС. Она напоминает, что Росстат определяет выручку без учета НДС и акцизов, тогда как налоговики их учитывают в валовом сборе налогов. Для части компаний это может быть важным: например, для двух сравниваемых компаний в одной отрасли, одна из которых платит акциз, а другая нет. "Чтобы не было искажений, ФНС при применении своих критериев должна определять суммы уплаченных налогов также без НДС и акцизов",– полагает она. Кроме того, Анна Васильева указывает на ту же проблему, связанную с разницей показателей у компаний-экспортеров и у работающих на внутренний рынок из-за возмещения экспортного НДС.

По мнению руководителя группы налоговых споров "ФБК-право" Галины Акчуриной, для ФНС было бы правильнее пользоваться показателями выручки, которые компании показывают для целей налогообложения в своей отчетности. "Такой подход был более разумным, между собой надо сравнивать налоговые показатели",– говорит она. По словам госпожи Акчуриной, подобные критерии используются во многих странах. "Однако, боюсь, что в российской действительности налоговики будут воспринимать несоответствие критериям как свидетельство уклонения от налогообложения",– полагает она.

К критериям есть претензии и у руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича. "Сама по себе идея выявлять подозрительные с точки зрения неуплаты налогов компании имеет смысл. Но есть надежда, что она не будет применяться формально",– говорит он. Впрочем, опубликованные "Общедоступные критерии" не являются служебной инструкцией и не могут служить предметом апелляции в суде – речь идет именно о цифрах, которые позволят прогнозировать внеочередной визит налоговой инспекции. Сами же проверки назначаются ФНС исходя из внутренних критериев, совпадают ли они с "Общедоступными критериями", неизвестно.

"Коммерсант".

07.09.2018
Запрет на рекламу алкоголя в СМИ компаниям удается обходить
опрос о необходимости пересмотреть запрет на рекламу спиртного в СМИ в связи с тем, что реклама качественного алкоголя на здоровье граждан...
Подробнее
07.09.2018
ФАС предупредила Google по поводу Навального
Размещение рекламы акции Алексея Навального против пенсионной реформы на YouTube может быть признано нарушением закона РФ. Об этом говорится в письме, ко...
Подробнее
07.09.2018
У наружной рекламы проблемы на дорогах
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАК) при участии чиновников готовит изменения в новый ГОСТ о требованиях к автодорогам, рассказали “Ъ&rd...
Подробнее
07.09.2018
Блогеры и бизнес: повод пересмотреть подход к рекламе
Сегодня общий объем рынка рекламы в блогах (в YouTube, Instagram и на других платформах) в России оценивается в 9–11 млрд рублей. Конечно,...
Подробнее
21.08.2018
Антимонопольный орган лишил Екатеринбург интима
Руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил, что за три с половиной года очистил Екатеринбург от рекламы массажных салонов, пре...
Подробнее
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт

Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год