Санкт-Петербург
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Новости рекламного рынка / Российские новости.
Добавить в избранное
Сделать стартовой страницей

Топ-50 российских ритейлеров

06.04.2007

Перечень 50 крупнейших российских ритейлеров, показывает, что наибольшего успеха торговцы сумели добиться в продуктовом ритейле, торговле бытовой техникой и мобильными телефонами. Хотя даже лидеры этих сегментов - X5 Retail Group, "Эльдорадо" и "Евросеть" - по-прежнему выглядят всего лишь компаниями средней руки по сравнению с крупными зарубежными ритейлерами.

А вот торговцы демократичной casual-одеждой вообще не попали в рейтинг, не считая специализированного "Спортмастера". Отсутствие крупных (порог по чистой выручке для вхождения в рейтинг - $200 млн) компаний в сегменте означает, что его в скором будущем ждет приток инвестиций и консолидация.

Кто станет российскими Gap или H&M?
Одежный ритейл - самый слабоконсолидированный сегмент российской розницы. По нему даже сложно собрать точную статистику, что говорит о том, что серьезные инвесторы до сих пор не заинтересовались этой отраслью. По оценкам Fashion Consulting Group, на рынок одежды и аксессуаров в 2006 году пришлось порядка $33-34 млрд. Рынок только одежды составил примерно $24-25 млрд (на одежду класса люкс пришлось примерно $4,9 млрд, на сегмент массмаркет - около $14,9 млрд, на нижний ценовой сегмент одежды - примерно $13,3 млрд). По данным Discovery Research Group, рынок ежегодно прирастает примерно на 25%. Таким образом, торговля одеждой, обувью и аксессуарами - второй по величине и темпам роста сегмент в отечественной рознице после продуктового ритейла. Но до 80% всей продаваемой в розницу одежды покупатели традиционно выбирают на открытых рынках, а не в специализированных магазинах. Эксперты прогнозируют, что торговые сети постепенно будут вытеснять открытые рынки, но их доля будет снижаться крайне медленно - на 7-10% в год.

На одежном рынке работает огромное количество игроков, и ему еще чрезвычайно далеко до консолидации, говорит Илья Ломакин, аналитик Discovery Research Group. Оборот даже самых крупных одежных операторов не превышает $200 млн, а в среднем составляет примерно $25-30 млн. К тому же явных лидеров среди одежных ритейлеров, по оценкам экспертов, нет. Для сравнения: у двух мировых лидеров одежного ритейла - американской Gap (продажи в 2006 году - $16 млрд) и шведской Henetz ($8 млрд) - выручка на несколько порядков выше.

Самым перспективным среди ритейлеров считается средний ценовой сегмент торговли одеждой. Здесь работают такие операторы, как "Спортмастер" (на casual-одежду пришлось примерно $200 млн из его прошлогодней выручки), "Глория Джинс", Sela, "Интерспорт". Но на трех ведущих операторов сегмента массмаркет приходится чуть более 1% одежного рынка. Потенциал данного сегмента раньше остальных оценили ритейлеры из других отраслей. Так, одежную розницу развивает совладелец продуктовой сети "Седьмой континент" Владимир Груздев и основатель DIY-сети "Старик Хоттабыч" Игорь Сосин. По прогнозам экспертов, активная консолидация одежного рынка может начаться только в 2009-2010 годах.

Почему X5 далеко до Wal-Mart
Продуктовый ритейл по степени консолидации объективно занимает второе место после одежного. Но так как это самый крупный по величине сектор в общем розничном пироге, вниманием инвесторов он избалован даже больше остальных сегментов. О намерениях вкладывать средства в продуктовый ритейл заявили практически все работающие в России инвестфонды.

Розничные продажи продуктов питания в 2006 году составили $142 млрд (в 2005 году - $113 млрд), или примерно 43% всей розничной торговли в РФ. Для сравнения: прошлогодняя выручка Wal-Mart, крупнейшего мирового ритейлера, составила $344 млрд. Продуктовые сети, которых эксперты насчитали в России примерно 110-150, наторговали приблизительно на $35,5 млрд (доля сетевой торговли - 25%). По оценкам аналитиков МДМ-банка, на трех крупнейших ритейлеров в этом сегменте в 2006 году пришлось примерно 6% рынка по сравнению, например, с 64% во Франции. Аналитик "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина считает, что эта доля была даже немного выше - 6,6%. По ее прогнозу, объем продуктовой розницы к 2011 году увеличится до $310-320 млрд. При этом на две крупнейшие российские компании - "Магнит" и X5 Retail Group - придется всего 10-12% рынка, то есть их совокупный оборот может составить примерно $31-36 млрд.

В течение ближайших двух лет рынок будет консолидироваться в основном за счет покупки федеральными ритейлерами небольших региональных игроков, а крупные сделки по продаже или объединению "федералов" начнутся не ранее чем через два года, прогнозирует управляющий партнер Falcon Advisers Игорь Кованов. Хотя в 2006 году произошла первая сделка между сетями федерального уровня "Пятерочкой" и "Перекресток" стоимостью $1,381 млрд, из них $907,35 млн наличными (по данным отчетности "Альфа-групп". Всего же, по данным аналитической группы M&A-Intelligence журнала "Слияния и поглощения", в 2006 году в торговле состоялось 39 сделок M&A на общую сумму примерно $2,7 млрд (в 2005 году - 27 сделок стоимостью $630 млн). Опрошенные Ъ эксперты единодушно уверены в том, что большая часть этих сделок происходила именно в торговле продуктами.

M&A у аптекарей популярнее, чем у парфюмеров
В парфюмерно-косметическом и аптечном ритейле степень консолидации оказалась чуть выше, чем в двух предыдущих сегментах, но и эти рынки пока нельзя считать поделенными.

"Зачем, к примеру, "Л`Этуаль" покупать "Иль де Ботэ"? Марки обеих сетей достаточно популярны, то есть "Л`Этуали" придется платить за дорогой брэнд конкурента, а потом менять вывеску на приобретенных магазинах, чтобы не распылять маркетинговые усилия на два брэнда. Между тем еще вполне можно открывать собственные точки, особенно в регионах", - объяснила вице-президент отраслевого агентства "Старая крепость" Анна Дычева. По данным "Старой крепости", все продажи парфюмерии и косметики в 2006 году составили приблизительно $7,8 млрд, из которых на сетевую торговлю пришлось около 30%. При этом, по подсчетам Ъ, исходя из выручки четырех крупнейших игроков сегмента - "Арбат Престижа", "Л`Этуаль", "Дуглас Риволи" и "Иль де Ботэ" - на топ-4 в отрасли приходится около 13% всего парфюмерно-косметического рынка. За последний год на этом рынке стало известно всего лишь об одной более или менее крупной сделке M&A - владелец Brocard Group GmbH & Co KGaA Давид Тетруашвили продал 100% компании "Брокард Парфюмс", оператора десяти магазинов Brocard в России, Максиму Климову, контролирующему "Алькор".

Зато в смежном фармацевтическом сегменте слияния и поглощения в прошлом году происходили куда чаще. Самой крупной прошлогодней сделкой считается покупка группой компаний "Протек" аптечной сети "О3" у того же Максима Климова за приблизительно $80-100 млн. "О3", по данным ЦМИ "Фармэксперт", на конец сентября 2006 года объединяла 146 аптек и была пятой по продажам среди всех аптечных ритейлеров. В ближайшее время "О3" ждет ребрэндинг под марку "Ригла", также принадлежащую "Протеку". Активно покупала региональные сети "36,6" - только в четвертом квартале 2006 года она умудрилась присоединить 8 аптечных сетей, владеющих 88 аптеками в 6 российских регионах. Поглощения обошлись ей, по экспертным оценкам, совокупно в $25-30 млн. По словам руководителя департамента маркетинговых исследований компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, в 2006 году общие продажи лекарственных средств в России составили $10,7 млрд, из них на аптеки пришлось $6,7 млрд. При этом на сетевые аптеки в общих аптечных продажах пришлось только 45%, а в объеме всего фармацевтического рынка - примерно 28%. По подсчетам Ъ, на четырех крупнейших игроков в аптечном ритейле ("36,6", "Ригла"-"О3", "Фармакор", "Имплозия") в прошлом году пришлось не более 7% рынка, который, как следует ожидать, продолжит активно консолидироваться в 2007 году. К 2008 году доля сетей в общих продажах фармацевтической продукции составит уже 60%, а к 2010 году - 80%, прогнозирует господин Мелик-Гусейнов. При этом, по его словам, сетевой рынок поделят пять-шесть крупных игроков. Эксперт не исключает, что кого-то из отечественных лидеров к тому времени купит иностранный игрок, например Alliance Boots или Celecio.

DIY-сети пока строят по отдельности
Бум на рынке недвижимости способствует росту торговли товарами для дома, но работающие в этом сегменте сетевые магазины пока не пытаются объединяться друг с другом, чтобы совместными усилиями отвоевать долю у открытых рынков. По словам гендиректора сети DIY-гипермаркетов "Наш дом" (принадлежат ГК "Ташир") Андрея Минкина, годовой объем рынка товаров для ремонта и обустройства дома (DIY) составляет около $11,2 млрд, ежегодно он растет на 15-25%. При этом рынок совсем не заполнен современными форматами торговли - около 80% продаж приходится на строительные рынки. На трех крупнейших DIY-ритейлеров - OBI, "Старика Хоттабыча" и "Максидом" - приходится около 9% рынка, хотя в Европе весь DIY-рынок поделен между тремя-четырьмя основными игроками. Некоторые из них уже представлены в России - например, немецкая OBI, британская Castorama, французская Leroy Merlin, финская Rautakesko, израильская Home Center.

"Говорить о консолидации рынка DIY в России пока рано. Он практически свободен для сетевой розницы,- считает Игорь Кованов.- Пока современные форматы будут отбирать долю у открытых рынков, а сделки M&A начнутся не раньше 2009 года". По прогнозам экспертов, даже через пять лет доля сетевой торговли в секторе DIY не превысит 50%.

Рынок бытовой техники поделили четверо
Единственный сегмент, который в самом деле можно считать практически поделенным между сетевыми игроками, это розничная торговля бытовой техникой. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, объем рынка электроники и бытовой техники в 2006 году (в том числе мобильные телефоны и компьютерная техника) - $27,45 млрд. За прошедший год рынок вырос примерно на 16%. При этом около 48% продаж рынка приходится на первую четверку ритейлеров - "Эльдорадо" (23%), "М.Видео" (10%), "Техносила" (8%) и "Мир" (7%). Дальнейшей консолидации, то есть объединения крупнейших сетей сегмента между собой, участники рынка ждут не раньше чем через год-два. Например, некоторые аналитики считают, что сеть "Мир", которая в последние годы теряла свои позиции на рынке, может быть продана кому-нибудь из тройки лидеров либо иностранному оператору. У британской Dixons есть даже опцион на покупку контрольного пакета "Эльдорадо" в 2011 году, но, судя по последним заявлениям менеджеров Dixons, они сомневаются в целесообразности этой покупки.

Продавцы бытовой техники заметны и в торговле мобильными телефонами, хотя в этом сегменте появились свои лидеры. Успех сотового ритейла - российское ноу-хау, за рубежом телефоны продают те же компании, которые оказывают услуги мобильной связи. По оценкам J`son & Partners, за прошлый год оборот рынка сотового ритейла вырос с $5,5 млрд до $6,15 млрд. Хотя темпы его роста сократились практически вдвое. Аналитики J`son & Partners уверены, что российский рынок сотового ритейла уже пришел к насыщению - на топ-5 крупнейших сетей приходится 60% всего рынка. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать, что "Евросеть" уступит свое 2-е место в рейтинге Ъ тем ритейлерам, которые работают в сегменте с большим потенциалом.

Коммерсантъ.

07.09.2018
Запрет на рекламу алкоголя в СМИ компаниям удается обходить
опрос о необходимости пересмотреть запрет на рекламу спиртного в СМИ в связи с тем, что реклама качественного алкоголя на здоровье граждан...
Подробнее
07.09.2018
ФАС предупредила Google по поводу Навального
Размещение рекламы акции Алексея Навального против пенсионной реформы на YouTube может быть признано нарушением закона РФ. Об этом говорится в письме, ко...
Подробнее
07.09.2018
У наружной рекламы проблемы на дорогах
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАК) при участии чиновников готовит изменения в новый ГОСТ о требованиях к автодорогам, рассказали “Ъ&rd...
Подробнее
07.09.2018
Блогеры и бизнес: повод пересмотреть подход к рекламе
Сегодня общий объем рынка рекламы в блогах (в YouTube, Instagram и на других платформах) в России оценивается в 9–11 млрд рублей. Конечно,...
Подробнее
21.08.2018
Антимонопольный орган лишил Екатеринбург интима
Руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил, что за три с половиной года очистил Екатеринбург от рекламы массажных салонов, пре...
Подробнее
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт

Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год