Санкт-Петербург
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Новости рекламного рынка / Российские новости.
Добавить в избранное
Сделать стартовой страницей

К рекламистам Красноярска придут раскрученные бренды

07.04.2008
«Еще пять лет назад многим было все равно, какая у них вывеска. А сейчас рекламисты понимают, что, если она не будет привлекательной, клиенты уйдут к конкуренту», — делится наблюдениями руководитель мастерской рекламы «Вездеход» Дмитрий Поваров. Развитие этого рынка, как, возможно, никакого другого, всегда обеспечивала необходимость выделиться, стать заметным. И местные агентства, отзываясь на потребности заказчиков, предлагают все новые и новые рекламные возможности.

Куш в два миллиарда

Красноярский рекламный рынок постепенно подбирается к своему совершеннолетию. Пионеры изготовления и размещения рекламы стали работать в начале 90-х. Тогда в зарождающейся сфере особенно заметны были «Бюро Анатольевых», «БМ-реклама», «Оникс». К развитию рынок подтолкнуло само время: спрос существовал, адекватное предложение — нет. Рекламная деятельность в 1992–1995 годах, по словам Дмитрия Поварова, была чем-то неизведанным. «Как таковой креатив, разработку концепций никто не предлагал. Были базовые продукты, как, например, наружная и телевизионная реклама, сувенирная продукция», — описывает ситуацию 15-летней давности бывший специалист по маркетингу компании «Ориентир-М» Анна Фокина.

Агентства начали формироваться внутри рекламных отделов печатных изданий, вспоминает директор РА «Мегаполис» Лариса Иванова. СМИ стали создавать небольшие службы, которые занимались размещением, разработкой и реализацией каких-то конкретных проектов для предприятий. Со временем подобные структуры переросли в РА. Первыми крупными клиентами были организации, оказывающие финансовые услуги. Генеральный директор РГ «Оникс» Олег Коцарь называет страховую компанию «Аско», «Стромкомбанк», Сбербанк. Таких заказчиков агентства обслуживали комплексно.

Сказать точно, сколько в Красноярске рекламных агентств сейчас, эксперты «СВ» не смогли. «Однозначно, больше ста», — констатировала Анна Фокина. А с учетом отделов продаж рекламоносителей — все 200. Но ведущих игроков не так много.

В Красноярске осваивается более 2 млрд рублей рекламных бюджетов, подсчитал Олег Коцарь. По оценкам экспертов «СВ», последние несколько лет рынок растет на 25–30% в год. Связано это не только с увеличение медиабюджетов, но и с появлением новых агентств. Поскольку порог вхождения не очень высокий, то и открыть собственное агентство достаточно просто. Как правило, новички концентрируются на посреднических услугах. Дмитрий Поваров: «Количество мастерских растет не так быстро. Здесь нужны серьезные финансовые вложения: в технику, в производственные мощности, в помещение».

Для рентабельности рекламного бизнеса эксперты «СВ» определили широкий диапазон: от 5% до 50%. Такой разброс объясняется значительной сегментированностью рынка. Так, для агентств, специализирующихся на медиабаинге, Анна Фокина обозначила доходность на уровне 10–15%. У мастерских этот показатель выше. «В производстве рентабельность — вещь непостоянная и сильно зависящая от объема заказов, от сезона. В январе полмесяца «выпало», но зарплату сотрудникам никто не отменяет, плату за аренду, тепло и все остальное — тоже. Это сильно снижает рентабельность. Но в среднем мастерским нужно рассчитывать на 30–40%», — уточняет Дмитрий Поваров. Анна Фокина: «Доходность фасадной рекламы — 5–7%. А размещение на щитах 6х3 м, призматронах, где, по сути, затраты идут только на аренду земли, — до 40–50%».

По законам диалектики

Эксперты «СВ» говорят, что, несмотря на большое количество рекламных агентств жесткой конкурентной борьбы между ними нет. Противостояние между РА обостряется, когда приходится отстаивать свое право на какого-то конкретного клиента. Олег Коцарь среди самых заметных тенденций последних лет называет практику объявления тендеров на выполнение определенного заказа: «Остались буквально считанные единицы клиентов, которые обслуживаются у РА длительный период — например, в течение года».

«Есть раскрученные бренды, как, например, ЕТК, МТС, Сбербанк, — все хотят с ними работать. И, естественно, они объявляют конкурс — составляют подробное техническое задание, что для них необходимо сделать. И каждое агентство, участвуя, оглашает свои условия, цены, за которые они готовы исполнить ТЗ, сроки, гарантийное обслуживание. Заказчик выбирает наиболее приемлемый вариант», — поясняет Анна Фокина.

Конкуренция

По данным «СВ», в Красноярске работает больше 100 рекламных агентств и мастерских. Среди ведущих агентств полного цикла — «Оникс», «Медиафабрика», РА «Хорошо», в числе мастерских-лидеров — «Вездеход», «Ориентир-М», «РБС» и др. Основная доля рынка принадлежит местным игрокам. Работа федералов сконцентрирована в indoor- и outdoor-сегментах, в продажах ТВ-рекламы. Это такие компании, как: Advance Group, Gallery, News Outdoor, «Алькасар», «Видео Интернешнл». Бюджеты, которые осваивают местные рекламисты, оцениваются в 2 млрд руб.

С точки зрения клиентов тендер — это возможность выбрать оптимального исполнителя. Самим рекламистам, очевидно, такой подход нравится не всегда: «Агентство не может расслабиться, постоянно приходится быть в тонусе и действительно бороться за клиента», — сказал Олег Коцарь.

Минуя барьеры

Характерная для многих крупных российских городов тенденция — сокращение местными муниципалитетами количества рекламных щитов 6х3 м в центральных районах. Это происходит и в Красноярске. При этом уменьшение возможностей одного медиа приводит к тому, что запланированные компаниями бюджеты направляются в другие. Дмитрий Поваров: «Допустим, запретили размещение на наружной рекламе табачной продукции. Значит, все бюджеты этих компаний перешли в «глянец». В свою очередь, выведение билбордов 6х3 из центра города приводит к тому, что рекламодатель начинает заказывать размещение на транспорте».

В качестве другой актуальной замены щитам некоторые эксперты называют светодиодные экраны. Сейчас таких конструкций в Красноярске не больше десятка. Для сравнения, демонстрировать в течение месяца 10-секундный ролик каждые 5 минут будет стоить заказчику около 50 тыс. рублей. А занять на месяц одну сторону щита 6х3 в центральных районах — в два раза дешевле.

Анна Фокина: «В ноябре прошлого года ездила в Москву на конференцию по outdoor-рекламе. Обсуждали, в том числе и то, что щиты 6х3 будут заменяться сити-форматами». Эти носители (отдельно стоящие конструкции, павильоны ожидания, остановки) рассчитаны на пешеходов. Их размер значительно меньше стандартных билбордов (1,8x1,2 м), а скроллерная система позволяет сделать изображение динамичным. «Такие конструкции эстетичны, красивы, более компактны, при этом на них можно размещать 5, а то и 8 постеров сразу. Думаю, если мы станем заменять щиты 6х3, то, как раз на нечто подобное», — говорит г-жа Фокина.

Каждому — по поверхности

Ассоциация коммуникационных агентств России (Москва) подготовила прогноз развития рекламного рынка в стране до 2012 года. К этому времени должны серьезно сократиться доли в рекламных бюджетах наружной рекламы с 17,0% до 12,6%, в прессе — с 24,6% до 20,6%. Олег Коцарь эту динамику назвал актуальной и для Красноярска: общемировые и общероссийские тренды полностью адекватны реалиям местного рынка. Дмитрий Поваров высказал предположение, что даже если и произойдет процентное сокращение, то на объеме рекламных бюджетов это сказаться не должно.

В прошлом году агентство «Мегаполис», по словам Ларисы Ивановой, проводило маркетинговое исследование, определяя самые востребованные в Красноярске носители. Лидерами оказались стикеры в автобусах, билборды и другие outdoor-носители (штендеры, указатели, таблички, вывески). Эти поверхности, указывает г-жа Иванова, не только наиболее популярны, но и наиболее эффективны. Еще лет 5 назад, вспоминает Дмитрий Поваров, размещение на стенах домов было нонсенсом. А если и занимались такие поверхности, то по принципу: «у меня в этом здании офис, поэтому и вывеска мне здесь нужна не маленькая, а большая». «А сегодня уже сложно найти хорошую свободную стену», — заключает эксперт.

Реклама на транспорте существует в России уже больше 10 лет. В основном, это бортовая реклама — то есть, размещение непосредственно на поверхности автобусов, троллейбусов и трамваев. Сейчас же начали появляться новые рекламные возможности, в числе которых г-н Поваров называет промобоксы (promobox) — они располагаются на вертикальных поручнях внутри салона.

Одним из самых динамично развивающихся рекламных сегментов эксперты «СВ» считают интернет. Сейчас его доля в общем объеме рекламных бюджетов незначительная — по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, лишь 1,9%. По подсчетам экспертов, в Красноярске офисных сотрудников не меньше 70–100 тыс. человек, то есть 10% всего населения. Именно они — основные потребители товаров и услуг. И более половины из них достаточно регулярно выходят в сеть.

Хороший маркер уровня развития интернет-рекламы в регионе — известный городской сайт, на котором рекламируются услуги и товары. «Если его нет, — говорит исполнительный директор «Discovery research group» Илья Ломакин (Москва), — значит, работать через Интернет как канал продвижения услуг пока рано. Если появился — значит, уже есть запрос на Интернет как элемент рекламной кампании». Пока стать полноценной рекламной площадкой интернет не может: мешает инерционность мышления заказчиков. Но эксперты уверены в ее перспективах. «Три года — и объемы будут сопоставимы с телевидением», — прогнозирует г-н Коцарь.

Рекламный пул

«Рынки уже почти везде структурированы. Сейчас не первая половина девяностых, новичкам трудно выйти сразу в лидеры. Практически невозможно. Для появляющейся компании главная задача на первый-второй год — закрепиться на рынке, сформировать устойчивый пул клиентов, стать известной. Это проще сделать в каком-нибудь узком сегменте. Так что новички будут, я считаю, выходить на рынок через специализацию», — уверен Илья Ломакин.

Эксперты ожидают, что в ближайшем будущем на рынке появятся федеральные компании полного цикла. «Крупные агентства открывают офисы в других регионах, как, например, наша компания (офисы РГ «Оникс», кроме Красноярска, есть еще в 11 городах, в том числе и за рубежом. — Прим. «СВ»). Первые шаги в формировании сети делают московские РА. Этот процесс только начался, но, думаю, в течение 3-х лет и в Красноярске появятся национальные рекламные сети, специализирующиеся именно на оказании комплексных услуг», — полагает Олег Коцарь.

Эксперты «СВ» рассматривают и другой возможный вариант развития событий: федеральные сети станут скупать местные агентства. Так, для себя они получат уже сформировавшуюся группу лояльных клиентов, а рынок за счет этого укрупнится. И хотя прецедентов пока не зафиксировано, Анна Фокина не сомневается, что в ближайшие годы подобные сделки будут иметь место.

Безусловно, сетевые РА потеснят красноярцев, резюмируют эксперты. «Но в этом бизнесе всегда останется возможность работать и на местном уровне», — уверен Олег Коцарь.

«Сфера влияния»

07.09.2018
Запрет на рекламу алкоголя в СМИ компаниям удается обходить
опрос о необходимости пересмотреть запрет на рекламу спиртного в СМИ в связи с тем, что реклама качественного алкоголя на здоровье граждан...
Подробнее
07.09.2018
ФАС предупредила Google по поводу Навального
Размещение рекламы акции Алексея Навального против пенсионной реформы на YouTube может быть признано нарушением закона РФ. Об этом говорится в письме, ко...
Подробнее
07.09.2018
У наружной рекламы проблемы на дорогах
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАК) при участии чиновников готовит изменения в новый ГОСТ о требованиях к автодорогам, рассказали “Ъ&rd...
Подробнее
07.09.2018
Блогеры и бизнес: повод пересмотреть подход к рекламе
Сегодня общий объем рынка рекламы в блогах (в YouTube, Instagram и на других платформах) в России оценивается в 9–11 млрд рублей. Конечно,...
Подробнее
21.08.2018
Антимонопольный орган лишил Екатеринбург интима
Руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил, что за три с половиной года очистил Екатеринбург от рекламы массажных салонов, пре...
Подробнее
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт

Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год